“Культурная жизнь Армении пребывает в покое”

Редкий соотечественник упустит возможность поговорить о многовековой истории, а также культуре нашего народа. Ну и конечно, покритиковать ее нынешнее состояние. Причину чаще всего связывают с явлением, бьющим теперь не только по карманам, но и ценностям – кризисом, в данном случае — кризисом культуры. В этом смысле ни одна из ее сфер не осталась нетронутой. Изобразительное искусство также переживает не лучшие свои дни.

О состоянии изоискусства и его проблемах мы побеседовали с членом Союза журналистов и Союза художников Армении, критиком и журналистом Карэном Микаэляном.

— Многие считают, что культурная жизнь Армении в последние годы несколько серовата…

-Серый цвет не только красив, но и имеет множество оттенков… Но то, что она однообразна и мало в ней ярких событий, это факт. И к тому же культурная жизнь, к сожалению, сосредоточена в Ереване, отсюда и все наши беды. Вне столицы люди годами не видят ничего путного. Даже в городах Гюмри или Ванадзоре, Капане или Горисе культурная жизнь по европейским меркам пребывает в покое. Еле теплится.

Что касается столицы, то и здесь она не бьет ключом. Она просто проходит по заданному руслу.

-Ваш приоритет – изоискусство. А с ним-то как сегодня?

Поскольку у нас была хорошая основа и мощная национальная традиция, то особых опасений изобразительное искусство не вызывает – у нас много блестящих художников. Вместе с тем, учитывая то, что мы не выходим в мир по большому счету, то постепенно начинаем отставать. Никто серьезно не занимается организационными вопросами на госуровне. Состояние ни шатко ни валко. Даже самые лучшие одни не могут вырваться в “свет”.

-Но ведь как-то где-то оно представлено за рубежом. Насколько достойно мы выглядим?

-Выглядим достойно, но далеко не всегда. Пиком зарубежных экспозиций был Год Армении во Франции. После этого случались, конечно, отдельные выставки, например, армянская и русская живопись из Фондов Национальной галереи экспонировалась в Музее имени Пушкина в Москве. Или дюжина картин из Галереи и Музея Сарьяна были включены в ориентальную выставку в Голландии. Но вот выставок современного искусства Армении нет и нет. Последний раз это было в Париже четыре года назад. Министерство культуры выставочной деятельностью занимается от случая к случаю. Заграницу надо атаковать – другого пути нет. Наивно надеяться, что тебя куда-то позовут… А так все в руках самих художников, не всегда самых интересных. Вот они как наиболее активные и представляют наше искусство. Увы, не лучшие…

-А чего не хватает нашему искусству? С какими проблемами сталкиваются сегодня художники?

-Они ощущают, кажется, свою невостребованность. Дело в том, что государство ничего не приобретает или приобретает самую малость для музеев, а у самих музеев денег на приобретение произведений нет. По сути государство сегодня ничего не делает, чтобы катализировать искусство. Все уязвимо, потому что в искусстве в любом из его видов – если процесс останавливается, потом уже его не восстановишь или восстановишь с огромным трудом.

С начала девяностых и по сей день — весь этот период в искусстве почти не представлен в музеях. Нет также надежды на создание нового, соответствующего сегодняшним нормам музея. А еще ведь есть графика, прикладное искусство, есть дизайн. Они вообще почти вне интереса публики. Художники работают в стол или на рынок.

-Какую же из сфер искусства вы считаете наиболее перспективной и популярной в Армении?

Перспективно монументальное искусство: особенно памятники. У нас ведь так любят повсюду их ставить по случаю или без. К сожалению, далеко не все они качественны. Многие не выдерживают малейшей критики. Ну а популярна, конечно, живопись. В быту меньшим интересом пользуются графика и малая скульптура. А еще люди любят украшать среду обитания, то есть свои дома декоративно-прикладными вещами, часто сувенирами вернисажного качества. Особенно опостылевшими керамическими гранатами с треснувшей шкуркой или примитивными «Араратами».

-Говорят, да это и видно, что у людей нет интереса к искусству. Может, причина в недостаточности информации?

-Есть спад – не скроешь. И дело вовсе не в  нехватке информации. Тот, кто интересуется искусством, всегда знает, где что происходит. Дело в том, что искусство – любое – совсем не продукт ежедневного потребления для подавляющей части населения. Массам вполне хватает телевидения и его некачественной продукции. Даже на самой интересной выставке зрителей хватает на первую пару дней.

-Наверняка уже ведутся работы к 2012 году, когда Ереван станет Всемирной столицей книги. Что ожидает нас в этом грядущем юбилейном году?

-Подробности мне неизвестны, но, кажется, есть предложение о возведении в Ереване памятника, посвященного сразу трем событиям: принятию христианства, созданию Месропом Маштоцом армянского алфавита, книгопечатанию. В одном памятнике воплощать столько всегоэто признак безбрежного провинциализма.

В этом же году наверняка самым заметным и приятным зрелищем (я имею в виду выставки) будет выставка Якулова в Национальной галерее.

-А куда бы Вы посоветовали сходить ереванцам в ближайшее время?

-Не думаю, что  ереванцев прямо-таки одолевает жажда ежедневно общаться с искусством. Наверное, раз-два в месяц. Может, чуть больше. В театрах всегда есть, что посмотреть, и это доступно. Проще всего пойти в музей. Очень рекомендую посмотреть в Национальной галерее выставку Вардгеса Суренянца. И в Музее истории новую экспозицию “Урарту. Ванское царство”. Остаются еще концерты – по мере возможности. И опера… “Аиду” надо послушать.


Лилит Хачикян

Реклама

Метки: , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: